Поиск по сайту

Карта сайта

The X Files The X Files: Return


9x19 The Truth: Parts 1 & 2 Истина: Часть первая и вторая 19 Мая 2002го
Сценаристы: Крис Картер
Режиссер: Ким Маннерс
Оператор-постановщик: Билл Роу
Период съемок:
Источник: X-Files Fiction by Christine Leigh
Перевод: Agent Scully

Как только решение было принято в середине сезона, что 9-й сезон будет последним в сериале, мозговой трест шоу начал сосредотачиваться на том, как бы обернуть девять лет повествования. Все единодушно согласились, что часть заговора имеет дело с Уильямом.



Когда актеры и съемочная команда собрались вместе летом 2001 для работы над 9 сезоном "Секретных материалов", они были полны энтузиазма и оптимизма.

"Я чувствую, что 9 сезон будет очень волнующим, потому что в каком-то смысле мы начали все заново", - говорит исполнительный продюсер Винс Джиллиган. "В отдел "Секретных материалов" пришла парочка новых агентов".

"Дэвид Духовны выбыл из сериала, - добавляет Джон Шибан. - Но Джиллиан Андерсон осталась, и ее участие в сезоне было слегка ограничено. Мы знали, что это ее последний год в СМ. Контракт истекал, и она была настроена на уход. Мы все чувствовали, что новые серии это только начало чего-то нового".

"В начале 8 сезона я не был уверен, что шоу все еще будет иметь творческий потенциал для развития, - рассказывает Фрэнк Спотниц. - Но когда мы начали снимать 9 сезон, у меня не было никаких колебаний. Я чувствовал, что Роберт Патрик великолепен. У нас все еще была Джиллиан Андерсон. И Аннабет Гиш давала надежду на успех".

Но энтузиазм и оптимизм постепенно начали спадать. Премьера первых эпизодов без Дэвида Духовны уже обрисовала значительную потерю зрительской аудитории. По сравнению с финалом 8 сезона, первые два эпизода нового сезона посмотрело в среднем на 4 млн зрителей меньше. И цифры постепенно начали снижаться от эпизода к эпизоду. Рейтинг постепенно выровнялся после 6 эпизодов (в том числе включая мифологический "Trust No 1", призванный привлечь аудиторию), но это был незначительный подъем. По приблизительным подсчетам, от 20 млн зрителей осталось возможно чуть меньше половины.

17 января 2002 года Крис Картер объявил, что он решил закрыть "Секретные материалы" и 9 сезон станет последним. В этом же время появились слухи, что компания "Фокс" заявила Картеру, что шоу будет закрыто после 9 сезонов из-за низких рейтингов, и предложила ему "уйти красиво". Картер долгое время опровергал эти слухи, и компания Фокс также не подтвердила, что новые серии были в опасном положении.

"Решение закрыть сериал было моим собственным, - говорит Картер. "Это были слишком особенные серии. Я просто не хотел, чтобы мы катились вниз". Хотя, по мнению критиков, этот спад начался еще два сезона назад. "Я думал над этим все Рождественские каникулы. Премьера сезона состоялась в ноябре, и мы были против жестокой конкуренции. У нас была очень эффективная программа, включая новую линию в сериале. Но рейтинги упали. Мы видели цифры, они все еще способны удерживать нас в лидерах, но мы понимали, что это явно уже не те цифры, которые были в течение 8 лет".

"Было очевидно, что часть аудитории покинула нас, и я не знаю, почему это случилось, - продолжает Картер. - Я думаю, мы делали хорошую работу. Аннабет и Роберт хорошо вписались в шоу и выглядели достаточно убедительно на экране. Но можно винить множество вещей. Возможно было слишком много хороших шоу в воскресную ночь. Возможно дело в уходе Дэвида. Можно сказать, что на рейтинг повлияли события 11 сентября. Можно даже винить позднее время трансляции и сложную конкуренцию. В конечном счете, я не знаю, в чем причина. Но в моем понимании, когда Дэвид ушел из сериала, шоу перестало центрироваться на Малдере и Скалли. Часть наших зрителей почувствовала, что одна из историй закончилась, и поэтому они не вернулись к просмотру".

"Все меняется, и иногда вы не можете узнать, куда ушли ваши зрители, - говорит Картер. - Ведь они могли повзрослеть, обзавестись семей, изменить свои привычки и вкусы. Существует так много причин, по которым шоу со временем уходит в тень. Это неизбежно. Демография меняется. Я разговаривал с учащимися колледжа этим летом. Я был в классе с сотней детей, которым было 17, 18, 19 и 20 лет. Этим детям было по 8, 9, 10 или 11 лет, когда шоу начиналось. Возможно, они даже не видели "Секретные материалы". Я понимаю, что имею дело с новым поколением зрителей".

"Я не хочу слышать любые выводы о том, что Роберт и Аннабет причастны к низким рейтингам. Я принял решение приблизить этот день сам, чтобы не наблюдать за тем, как кто-то громит шоу, громит их, меня, когда я говорю, что мы все еще делаем потрясающую работу, - говорит Картер. - Я не хотел достигнуть точки, где рейтинги шоу идут на убыль. Я чувствую, что пришло время прикрыть эту лавочку. Так что мое решение - снять очень сильные эпизоды, которые станут связующим звеном с событиями прошлых девяти лет. И, возможно, приведут нас к еще одному фильму".

Хоть это и сложно представить, но в какой-то степени "перекрытие кислорода" стало облегчением. "Для меня прошло 10 лет, - говорит он. - Сериал выходил на экране ровно девять лет, но мне понадобился еще один год, чтобы поставить его на ноги. Я работал очень долго над этим. Решение давалось мне тяжело, потому что я думал, что мы делаем потрясающую работу в 9 сезоне".

"Было очень тяжело сказать Роберту и Аннабет о решении закрыть сериал, поскольку, мне кажется, они почувствовали ответственность за это, хотя ее не было на самом деле, - рассказывает Картер. - Они очень добросовестно выполняли свою работу. Оба потрясающие актеры, и они делали все для шоу. Если и была какая-то вина, то это неизвестный "икс-фактор". Введение этих актеров в шоу было забавным для сценаристов и продюсеров. Было изумительно работать с ними и писать для них. Мы начали рассказывать "Секретные материалы" на новый лад, используя трио Скалли, Рейс и Доггетта. Это был интересный урок для подачи историй. И было интересно все еще удерживать незримый образ Дэвида в шоу, хотя на самом деле Духовны покинул сериал".

Патрик и Гиш, пришедшие в шоу для внесения чего-то нового, были огорчены, но не удивлены. "Я надеялся, что шоу будет продолжаться еще долго, - говорит Патрик. - Но когда я начинал, я не был уверен, что мы продержимся даже год. Учитывая тот факт, что сериал длился еще два года, можно сказать, что это победа. Лучшее, что я знаю об этом, что шоу будет жить вечно. Я чувствую, что был вовлечен во что-то потрясающее. Когда вы думаете об истории ТВ, вспоминайте о "Секретных материалах". Гиш добавляет: "Я была огорчена тем, что потеряла возможность исследовать Рейс дальше, потому что я начала идти с ней нога в ногу. Но "Секретные материалы" это поезд, в который я запрыгнула, и который ехал очень быстро и стремительно. Это было отличное путешествие".

"Если вы спросите меня о завершении, то я скажу, что нам нужно было закончить сериал еще два года назад, - сказала Андерсон после объявления новости о финале. - Они не нашли бы никогда двух лучших актеров, чем Роберт и Аннабет, но шоу было о Малдере и Скалли. Я думаю, что это было трудным переходом для аудитории. Я была так взволнована, когда узнала, что Дэвид вернется в финал шоу. Он позвонил мне, и мы говорили о завершении пути. Я думаю, в тот момент я даже не представляла, насколько соскучилась по нему, и какой частью сериала он был. Также я не понимала, как важно вернуть его в сериал, чтобы финал стал полноценным. Было очень волнительно видеть его снова, прочувствовать опыт съемок в дуэте Малдер-Скалли. Это что-то неописуемое. Замечательно, что мы снова были вместе".

"Думаю, тогда я не совсем представляла, каким сложным может быть финал шоу, если Дэвид не вернется, - говорит Андерсон. - В конце концов, я подумала: "Хорошо, погодите минутку. Это неправильно". Я была рада, что шоу целиком заканчивается после 9 сезона, ведь я планировала покинуть сериал. И чувствовала, что, даже не смотря на определенное сожаление при словах прощания, будет что-то разрушительное в этом. Потому что команда продолжит съемки, даже если я попрощаюсь с ними, но это будет не слишком порядочно для меня. Я думаю, что у нас появилась возможность развязать все узлы и сделать это достаточно конструктивно".

21 февраля 2002 Крис Картер сделал официальное заявление, что Дэвид Духовны не только согласился вернуться в двухчасовой финальный эпизод, но он также станет режиссером другого эпизода ("Уильям"). Картер рассказал, что когда он разговаривал с Духовны о съемках финального эпизода, Дэвид предложил режиссировать свой собственный эпизод. "Это было большим сюрпризом для нас, - говорит Фрэнк Спотниц. - Мы, конечно же, не ожидали этого от него".

"Меня не очень удивило, что Дэвид проявит интерес, потому что мы контактировали весь год, - говорит Картер. - И любые разногласия, которые у нас возникли ранее (судебные), были отправлены нами обоими в прошлое. Я думаю, Дэвид понимал, что это важно для будущего. Партнерство Малдера и Скалли "было" Секретными материалами на протяжении 8 лет. Вы не можете обесценить это".

Итак, Картер решил закрыть сериал, и когда это случилось, появилась необходимость провести переговоры с Дэвидом Духовны о его возвращении в финал. "Возвращение Дэвида стало критической точкой кипения, - рассказывает Картер. Стал вопрос о проведении деловых переговоров. Дэвид захотел поучаствовать в этом. В какой-то степени, он скучал по сериалу и по своему герою. Он сказал мне об этом. Но у нас были сомнения, захочет ли он писать, режиссировать или сниматься 28 апреля. В конечно итоге, мы пришли к решению, что он снимется в финале и станет режиссером "Уильяма", но не будет задействован в нем как актер".

"Я понял из разговора с Дэвидом, что он все еще заботится о шоу, - говорит Спотниц. - Его заботила судьба Малдера. И мне кажется, что он понимал, что это будет лучше для него самого, вернутся и завершить девять лет серий. Я думаю, мы все понимали это".

Согласно словам Картера, у него не было никакой злости на Дэвида из-за того, что он покинул шоу. "Я понимаю его, - говорит он. - Дэвид переступил 40-летний рубеж, у него были определенные мечты в жизни. Восемь лет это очень длинный срок, чтобы быть в телевизионном проекте. Очень хорошо, что он вернулся снова".

"Я не слишком скучал по самому сериалу, - объясняет Дэвид свое возвращение. - Но я действительно скучал по своему герою. Он классный парень, мне он нравится. Я признаю, что это было расстройством для меня, пытаться избежать тени Фокса Малдера. Но, в конце концов, понимаешь, что он значимый персонаж и от него нельзя скрыться. Так что я не стал бороться с ним снова. Я просто сказал: "Спасибо!" И если я смогу идти нога в ногу со столь значимым персонажем каждое десятилетие, я буду счастлив".

Во время своего отсутствия, Духовны признает, что иногда он настраивался на просмотр сериала, чтобы увидеть, что делает команда. "Однажды ночью в воскресенье я включил Fox network, чтобы посмотреть, что происходит на экране, - говорит он с улыбкой. - Раньше я слышал, как Крис говорил: "У нас очень много историй, которые мы хотим рассказать". И мне захотелось посмотреть, что за истории они рассказывают".

"Не думаю за каждого, но моя мама прекратила смотреть сериал, когда я ушел, - говорит Духовны с юмором. - В действительно это не так. Моя мама могла позвонить мне и сказать: "Это Роберт Патрик, я люблю его!"

Так со всеми персонажами на месте, работа над сценарием финала должна была начаться. "Было очень интересно, потому что мы доросли до финала, - говорит Картер. - Финалы сезонов предыдущих двух или трех лет снимались без мыслей о том, вернемся ли мы в следующем году на экраны. Было тяжело осознавать, что это конец сериала, так что мы не сможем вернуться назад и заново объяснить некоторые вещи. Мы должны были раскрыть все свои карты. Также нам было необходимо оставаться честными со всеми персонажами и их сюжетными линиями. Ведь у нас с ними не было шанса вернуться обратно. Я никогда не снимал шоу на 200 эпизодов, никогда не рассказывал историю, продолжительностью в 9 лет. Кто учит вас этим вещам? Я не знаю".

Когда в среде фанатов появились первые обсуждения относительно конца сериала в средине восьмого сезона, Фрэнк Спотниц сказал, что, по его мнению, лучше будет завершить шоу мифологическим сюжетом. По сути дела, именно это и произошло. Первый час "Истины" и часть второго были наиболее удобными для размещения мифологии в достаточно простой и не очень элегантной форме.

"Поскольку сценарий начал обретать форму, мы придумали этот формат повествования, который позволил нам оглянуться на события прошлых лет и комментировать то, что произошло тогда, - сказал Фрэнк Спотниц. - Рассказать о совместном пути Малдера и Скалли и о той точке, в которой они оказались спустя 9 лет. Мы решили, что большая часть финальной серии пройдет в зале суда".

"Это было очень необычно для нас, - продолжает Спотниц. - Суд может являться основным элементом телевизионных драм, но для нас стоял вопрос, как сделать это наиболее правдоподобно в нашем шоу. По сути это был вызов. И затем мы согласились, что будем последовательны в вопросах мифологии, что может быть адресовано зрителям, а что не может, на какие вопросы мы можем ответить, а на какие нет. Ведь для зрителя такой ход повествования может быть сложным".

"Я никогда не предполагал, что мы сможем ответить на все вопросы, - говорит Картер. - Но мы хотели, чтобы все имело смысл. И я думаю, что мы попытались наградить людей, которые исправно следили за сериалом все 9 лет".

Решая, какие элементы мифологии должны попасть в финал, Спотниц первым делом вышел в онлайн. "Я видел, как много людей пишут о мифологии, - говорит Спотниц. - И я был очень взволнован, когда понял, что многие люди прекрасно осведомлены о сюжете сериала и неуклонно следуют за ним, делая ложные выводы и находя неверные связи между вещами".

"Мы сделали так, чтобы наш сюжет пронизывал все мифологические эпизоды и складывал страницы сценария в определенной последовательности, - говорит Спотниц. - Я перечитывал его раз за разом. Потом я организовал пересказ мифологии с помощью героев. Каждый из них мог лучше объяснить нужную часть основного сюжета сериала, который мы выстраивали на протяжение всех девяти лет. Вот таким образом все и получилось. У вас есть свидетели, которые рассказывают вам о разных частях того, что случилось. Это ужасно сокращает сюжет, но в этом случае мы понимали, что нам нужно пройтись поверхностно по сюжету, потому что если мы начнем детально погружаться в сюжет, нам потребуется восемь часов для пересказа. Было действительно сложно, иногда сюжет превращался в замысловатый заговор. Меня всегда поражали люди, имеющие с этим дело на протяжение долгого времени".

"Компания Фокс потратила огромную сумму денег на кастинг актеров в эпизод, чтобы мы могли вернуть в сериал знакомые лица, - рассказывает Спотниц. - Но я думаю, тут все закономерно. Мне кажется, зрители поймут, почему мы выбрали именно этих персонажей, и оставили без внимания других".

Несмотря на то, что у сериала было много эпизодов из двух или даже трех частей на протяжении 9 лет, это был первый двухчасовой эпизод в "Секретных материалах".

Режиссером двухчасового финала стал Ким Мэннерс, который первым услышал о желании Картера "потушить огни" сериала. "Крис принял правильное решение, - говорит он. - Шоу закончилось. Оно продолжалось девять лет. Пришло время идти дальше и заниматься другими вещами. Я думаю, что это неизбежно. Но мне очень жаль, что так много икс-филов перестало смотреть 8 и 9 сезоны после ухода Духовны. Они пропустили такую прекрасную часть нашей одиссеи. Но определенно пришло время, чтобы закрыть сериал".

Но Мэннерс не согласен с теми, кто говорит, что шоу нужно было закрыть в конце седьмого сезона, когда участие Дэвида в сериале стало эпизодическим. "Секретные материалы были Секретными материалами, а не "Материалами Малдера", - строго говорит Мэннерс, вызывая тем самым ярость у некоторых преданных фанатов сериала. - Я думаю, Роберт и Аннабет при участии Джиллиан привнесли в сериал новое направление. Вы ведь не могли себе представить, каким станет сериал, если его сюжет полностью сконцентрируется на Доггетте и Рейс, нашей новой команде. Так сериал мог продержаться еще год или два, а возможно и нет. Мы никогда уже не узнаем об этом. В 9 сезоне факел первенства был передан от Джиллиан Роберту и Аннабет, но у них никогда не было возможности нести шоу на собственных плечах. Аннабет действительно влилась в команду сериала в 9 сезоне, а Роберт был стальным фактором в удержании шоу на протяжение 2 лет".

"Если нас критиковали за потерю Дэвида в сериале, - добавляет Мэннерс, - то, по моему мнению, неправильным поворотом в шоу было также уничтожение наших злодеев. Мы убили Курильщика. Мы уничтожили Крайчека. Мы редко видели Мариту. Я думаю, все это могло серьезно навредить сериалу. Но с другой стороны, мне кажется, "Секретные материалы" прожили столько, сколько должны были прожить. И они умерли естественной смертью в тот момент, когда пришло их время".

Ким Мэннерс был режиссером 53 эпизодов сериала. Он отмечает, что почувствовал некую привилегию, когда его выбрали для съемок "Истины" (эпизоды #52 и #53), и это стало кульминацией всего того, что он сделал для шоу на протяжение последних восьми лет. "Это были тяжелые съемки, - вспоминает он. - Сценарий все еще развивался, потому что изо дня в день мы хотели сделать его лучше. Но шоу всегда было вызовом, потому что его суть была в спонтанности".

"Я знал, что Дэвид хочет вернуться назад, - говорит Мэннерс. - Для него не имело значения, сколько денег он за это получит. Дэвид не мог пропустить конец сериала. Шоу слишком много значило для него. Если бы он не вернулся в финал шоу, будущее сериала или предполагаемого фильма стало бы смутным. Но Дэвид вернулся, поэтому финал смог ответить на много вопросов и подарить нам надежду на будущее".

Команда сериала потратила более 25 дней на съемки обеих частей "Истины". Мэннерс отмечает, что это "большая роскошь для телевидения".

Когда съемки начались, настроение команды было приподнятым и далеким от меланхолии. "У меня определенно случился прилив энергии, когда я прибыл сюда, - говорит Дэвид Духовны. - Здорово болтать с друзьями и играть героя, который тебе так симпатичен. Этот эпизод настоящий монстр. Из-за 25 дней съемок все чувствуют себя, как на производстве полнометражного фильма. Думаю, когда останется три или четыре дня до конца съемок, все начнет выглядеть достаточно странным".

"Работа была очень тяжелой, и было так много всего, что нужно было сделать, - говорит Крис Картер. - У нас был целый список требований. Вдобавок ко всему, я сломал руку во время съемок. Было очень много вещей, которые отвлекали нас от того, что нужно было сделать. Это могло разрушить нашу задумку".

"Mount Weather", показанный в тизере эпизода, реальное место. "The Mount Weather Emergency Operations Center" собственность американского правительства в Блюмонте, Вирджиния. Правительство не слишком распространяется относительно "Mount Weather", однако подтверждает его существование и основную цель. Там размещаются обучающие средства для обслуживания территорий, находящихся под контролем Федерального агентства по управлению в чрезвычайных ситуациях, и подземный бункер, созданный на случай ядерной войны или другой катастрофы. "Мы были второй съемочной командой, которая прибыла туда для создания эпизодов сериала, - говорит менеджер Илт Джонс. - Это одна из главных станций, обсуживающих энергией и водой Калифорнию. И после событий 11 сентября они были очень осторожны, когда давали нам разрешение для съемок. У нас должны были быть специальные документы для всей команды, а это около 200 человек на площадке".

Туннель, в котором снимались некоторые сцены, спускался на несколько тысяч фунтов вниз и вел к главной комнате, где также было отснято несколько эпизодов для "Истины". "Мы назвали это Военной комнатой, - говорит Ким Мэннерс. - В действительности там ничего не было, кроме генератора. Все остальное оборудовали как декорации. Команда потратила около 4-5 дней только чтобы подготовить освещение для этих сцен".

Комната, где Малдер получает доступ к компьютеру, была построена в студии.

Первые слова, которые появляются на экране, это "конец игры". В шахматах это означает захват короля противником, завершение игры или безвыходное положение.

Курильщик несколько раз повторяет фразу о том, что "дата назначена". В "Истине" этой датой является 22 декабря 2012 года.

Вероятно, что эта "дата" выбрана Крисом Картером неслучайно и имеет отношение к календарю Майя, который рассчитан на 5 тыс 125 лет и обрывается датой 21 декабря 2012, то есть в день зимнего солнцестояния. Существуют предположения, что в этот день произойдет глобальная катастрофа. Также многие верят, что 21 декабря человечество будет перенесено в "третье" или "четвертое измерение", которое станет новой галактической формой сознания. Поскольку при составлении своего календаря майя опирались на небесный календарь, в этот день ожидаются астрологические изменения.

Бонусы на двд с 9 сезоном, очевидно, будут содержать информацию о том, как была снята сцена поединка между Малдером и Ноулом Рорером.

Естественно, это не Дэвида бросили через стеклянный экран в компьютерной комнате. Но именно Дэвида Духовны подвесили на платформе подъемного крана, на 80 футов над военной комнатой (на страховочном тросе, разумеется), когда его швырнул Ноул Рорер.

В заглавные титры "Истины" было включено самое большое количество фамилий за всю историю сериала (Дэвид Духовны, Джиллиан Андерсон, Роберт Патрик, Аннабет Гиш, Митч Пилледжи)

Сцена избиения Малдера была снята первой для этого эпизода (съемки начались 26 марта 2002). Сцена, в которой Доггетт и Скиннер организовывают побег Малдера, была снята в тот же день.

Тюремные сцены были сняты недалеко от Лонг-Бинч в Форте МарАртут. Это заброшенная военная база, которая была частью ряда военных сооружений, охраняющих западное побережье Америки после Перл Харбор 7 декабря 1941 года. Здание было построено в 1914 году и названо в честь лейтенанта Артура МакАртура (отца Дугласа МакАртура).

Одну из сцен, присутствующую в сценарии, пришлось вырезать из финальной версии эпизода. В ней Скиннер звонит Скалли, которая в этот момент принимает душ. Уолтер сообщает, что он нашел Малдера. Сцену существенно сократили по времени, как позднее отметили Фрэнк Спотниц и Джон Шибан. Но даже при этом у них осталось крайне неприятное чувство, ведь нужно было вырезать "сексуальную Скалли", одетую фактически только в полотенце. "Это был тяжелый выбор", - шутит Спотниц.

В заметках Картера к сцене, в которой Скиннер и Скалли входят в комнату ожидания, значилось: "Глаза Скалли видят нечто такое, что заставляет ее почувствовать слабость в коленях" (в наших тоже, Крис!)

Ким Мэннерс отмечает, что актеры "Секретных материалов" самые лучшие из тех, с кем ему приходилось работать. "Никто никогда не портил отношения. Они все делали свою работу как надо".

Во время съемок эпизода Мэннерс отметил: "Это были дни, которые запомнились нам своей эмоциональностью. Мы чувствовали себя мужественными. Мы должны были пройти через все человеческие эмоции. Это было очень странно. Мы ведь боролись со всем вокруг. Каждый находился под сильным прессом. Это было очень-очень странное чувство. Мы испытывали горькую радость от осознания, что это последние съемки. В течение последних четырех лет мы не испытывали ничего подобного, ведь знали, что вернемся. В этот раз каждый из нас понимал, что это конец. Осознавая это, я думаю, каждый из нас пытался насладиться каждым днем, каждым моментом на площадке. Было достаточно болезненно ощущать, что всему этому придет конец".

Сценарий содержит упоминание о том, что когда Скалли и Скиннер входят к Малдеру в комнату для визитов, Фокс замирает в позе йоги. Ким Мэннерс отмечает, что Дэвид Духовны стоял на голове, когда сцена началась, но эту часть вырезали из-за временных рамок.

"Я чувствую твой запах, Кларис". Эта фраза делает отсылку к женщине-агенту, которую блестяще сыграла Джоди Фостер в "Молчании Ягнят".

По сценарию, эта сцена должна была продолжиться словами Малдера: "У меня есть ты. У меня есть вы оба".

Можно сосчитать, что поцелуй Малдера и Скалли в тюремной камере длился около 12 секунд, а вместе с принятием решения все 30.

Слава богу, что этот поцелуй не был как в сценарии простым "чмоком в лоб", Крис Картер наконец-то понял, что нужно сделать. В сценарии же содержалось следующее указание: "Малдер подходит к Скалли, нежно ее целуя. Она возвращает ему поцелуй" (актеры передали нам более вольную интерпретацию этих строк)

Картер всегда был смущен интересом к любовным отношениям Малдера и Скалли. После первого реального поцелуя в "Тысячелетии" он сказал: "Это всегда дразнило меня до этого дня, ведь у нас были герои, которых все хотели уложить в кровать. И вот настал тот день, когда они наконец-то поцелуются в губы".

Обращение Малдера к Скиннеру в сценарии звучало следующим образом: "Иди сюда, большой мальчик".

"Во время съемки сцен между Дэвидом и Джиллиан, у меня все время катились слезы", говорит Ким Маннерс. "Потому что это был конец. Каждая сцена, вы знаете, это как в последний раз. Каждый день нам приходилось прощаться с кем-нибудь из актеров. Мы были как настоящая семья, актеры и съемочная группа. Съемка шоу требовала невероятных физических и эмоциональных усилий в каждой части, так что вы действительно привязываетесь к этим людям. Даже приглашенные актеры сразу чувствовали, что они часть этой семьи. Каждый гордился своей работой, и все были горды быть частью этого шоу. И хотя шоу закончилось, мы не потеряем эту связь"

Когда Доггет и Рейес вошли в камеру Малдера, Малдер воскликнул: "Ура! Теперь у нас вечеринка!" В режиссерском варианте было: "Радуйтесь, вся банда здесь!"

В последний раз "Малдер - это я"

Скалли называет Уильяма "наш сын", что прекращает дебаты о том, кто отец раз и навсегда.

На первом просмотре, в то время как Малдер сказал: "я просто так скучал по вам обоим" и уткнулся головой в плечо Скалли - я плакал как ребенок и эта сцена до сих пор разрывает мне сердце. Эта интимная сцена между Малдером и Скалли в тюремной камере - хороший пример той химии, которая делает их отношения такими особенными - столько много говорят глаза, выражение лиц, язык тела. Я обожаю Малдеровский взгляд на нее - даже в самых тяжелых обстоятельствах, мужчина влюблен

"Люди всегда говорили о химии между двумя персонажами - как о важной детали шоу", вспоминает Джиллиан Андерсон. "И я бы сказала, да, это деталь, но не самая важная деталь". И только потом я поняла, насколько она важна была для шоу на самом деле"

"Химия - это то, что, если вам повезло иметь, вы не должны упустить", говорит Духовны. "И если у вас этого нет, вы должны создать ее. Это ваша работа. Это то, за что актерам платят, смотреть, как будто они действительно заинтересованы партнером, который должен быть заинтересован ими. Если нет химии, твоя работа сделать ее. С Джиллиан, я думаю, это пришло со временем и зависело от многих разных причин, но да, кажется, она была у нас с самого начала"

Упс! Из-за ошибки редакторов, Скалли поцеловала Малдера в ухо дважды - не то чтобы я обвиняла ее..!

"У нас была фантастическая сцена, которая была написана, но не снята", говорит Спотнитц, "между Скиннером, Рейес и Доггетом перед началом судебного процесса, показывающая как Скиннер готовится к суду. Это была действительно хорошая сцена и я сожалею, что мы не увидим ее. Она была очень смешная, потому что Скиннер пытается связать вместе все 9 лет мифологии и пытается понять ее. Сцена была бы раскрытием тайны для поклонников, потому что это был рассказ о нашей работе- о том, как сценаристы пытались связать 9 лет работы над шоу вместе"

Картер смоделировал зал суда в "Истине" в стиле фильма "Жестокий Морант"(1980) (прим. от переводчика :По пьесе Кеннета Росса. Действие происходит во время англо-бурской войны в Южной Африке (1899-1902 гг.). Фильм является хроникой забытого инцидента, произошедшего в 1901 году. Три австралийских солдата, находившихся в Южной Африке для оказания помощи британцам, были отданы под трибунал за казнь пленных буров. Ведя боевые действия там, где война, по сути, была партизанской, лейтенант Морант отдал приказ о казни пленных не по личной инициативе, а по приказу свыше. В числе пленных оказался германский подданный, сражавшийся на стороне буров. Желая сохранить хорошие отношения с Германией, британское командование, преследуя политические цели, организует показательный военно-полевой суд.)

"Сцена в зале суда была очень сложной для меня, как для постановщика", говорит Ким Маннерс. "Сцена включала около 40 страниц сценария, в ней не было ни зрителей, ни присяжных, только Малдер, Скиннер и прокурор. Свидетели все должны были сидеть на стуле. Поэтому было не так много моментов, которые можно вырезать, негде было двигаться актерам. Я был в ужасе. Актеры рассказывали в основном историю последних 9 лет СМ. И я должен был понять, как сделать эти сцены, эти 40 страниц диалогов в одной комнате, в стиле сериала. Но я сказал себе, если бы это было легко, любой смог бы это сделать. Это было сложно для всех нас - для актеров тоже- но я думаю у нас все получилось хорошо"

"Всякий раз, как я смотрю сцену в зале суда, где рассказывается вся мифология, я вспоминаю 4 сезон", говорит Маннерс. "Два агента ЦРУ, которые были большими фанатами шоу, посетили нас. И я помню они сказали, что то, что происходит в СМ действительно не далеко от истины. Они не могли сказать больше, конечно, но когда люди говорят, что мы выдумываем истории, я всегда вспоминаю комментарий этих двух ребят"

Актер Мэтью Глэйв, который играл прокурора, специального агента Каленбрунера, был уже известным актером (за роль в фильме «Певец на свадьбе»), когда он пришел на СМ. Он также появлялся в фильмах Корки Романо и Рок-звезда, а также в эпизоде, следующем за эпизодом Милениума. После СМ, Глэйв получил второстепенную роль в Скорой помощи (доктор Дэйл Эдсон) и недавно появился в роли полковника Пола Эмерсона в Stargate SG-1

Некоторые особенности эпизода: Свидетельство Скалли, что "Она была назначена в СМ, чтобы шпионить за агентом Малдером", отлично показало, как изменился ее характер за 9 лет и отсылает нас в Пилот

Несколько пунктов показаний Скалли из режиссерского сценария были вырезаны из конечного варианта эпизода. После слов Скалли, что начнется паника, если знание об инопланетянах выйдет наружу, Скиннер сказал, "Они сделали это, чтобы защитить нас, потом." На что Скалли отвечает: "Те люди, кто знали правду, они испробовали множество сценариев. Они угрожали пришельцам, что смогут использовать новейшую разработку атомной бомбы, для разрушения Земли и сделать ее непригодной для жизни инопланетян." Скиннер спросил, "Угроза уничтожения сработала?" Скалли ответила: "Это дало им время. Позволило вести переговоры с пришельцами. Не спасти человеческую расу от пришельцев, но для того, чтобы поработить ее через программу инфицирования инопланетным вирусом. Программа использовала трансгенную кукурузу для сохранения вируса и пчел-убийц для распространения этого вируса, через укус." Скиннер: "Эпидемия, которая превратит все население в пришельцев"

Краткий обмен фразами между Каленбрунером и Скалли в конце ее показаний, включенный в основной сценарий, также был вырезан из финальной версии. После того, как Каленбруннер сказал Скалли, что ее слова не подкреплены доказательствами, была удалена фраза Скалли: "У меня в шее вживлен компьютерный чип. Помещен туда после похищения." Каленбруннер: "Очень хорошо. Вы можете удалить его?" Скалли: "Я пыталась и чуть не умерла". Затем последовали вопросы о взаимоотношениях с Малдером, что они стали любовниками и у них родился ребенок

"Мы только что закончили съемки сцены, где я вхожу в комнату допросов и Дэвид видит меня впервые." вспоминает Крис Оуэнс. "Ким уже переместил камеру для следующего кадра, когда Дэвид, действительно, должен смотреть на меня, как будто удивлен увидеть. Он смотрел на меня так, как бы вы посмотрели на парня, с которым провели последнюю неделю, работая с ним. Мы только что закончили съемки эпизода "Уильям" около 10 дней назад, перед началом съемок финала. Поэтому мы установили камеры резервного копирования и повторно сделали сцену"

В режиссерском сценарии, когда Каленбруннер допрашивает Спендера о "правительственном заговоре", он говорит, что никакого заговора не было. Малдер поднимает толстую стопку файлов с пола - кидает на край стола рядом со Скиннером и говорит: "Она толще, чем «Властелин колец»"

Упс! Один из самых больших промахов за все время. Спендер говорит, что Саманта умерла в 1987 году. Все, кто смотрели Пилот или "Conduit" или "Paper Clip" знают, что Саманта была похищена в 1973 году в возрасте 8 лет, потом в "Closure" упоминается, что она умерла в возрасте 14 лет в 1979 году. (Не стреляйте в Оуэнса, он только следовал сценарию. Похоже, что после всего времени, даже Крис Картер не может вспомнить всех деталей).

В режиссёрской версии когда Спендер закончил давать показания, уходя он кивает Малдеру произнося ртом слова "Мне очень жаль". Малдер кивает в ответ с благодарностью.

Все сцены в Нью-Мексико были сняты в местечке Борего Спрингс, Калифорния, в Анза-Борего Дезет Стэйт Парк, самый большой парк в Калифорнии и второй по величине в США. Борего - это испанское название крупнорогих баранов, находящихся под угрозой исчезновения в их родных местах обитания; Ким Маннерс отметил, что съемки проходили во время сезона охоты, поэтому съемочная группа должна была проявить уважение и не мешать или нарушать покой дикой природы или естественную среду обитания. Обслуживающий персонал парка оказал огромную помощь во время съемок.", говорит Ким Маннерс. «Зона использовалась однажды до Истины в эпизоде "Within/Without"

"Работать снова с Джефом Гулка (Гибсон Прайс) было замечательно", вспоминает Маннерс. "Я помню когда мы нашли его в Ванкувере, он был еще ребенком, который ни разу не снимался до этого. Далее, каждый раз, как я видел его, было удивительно замечать, как он вырос. Если бы шоу продолжалось дольше, мы бы смогли курить вместе"

«Было здорово снова видеть Стивена Вильямса, в роли Мистера Х», говорит Маннерс. "Один из лучших характеров в шоу. И только в СМ вы можете увидеть мертвеца, который передает записку герою - и вы верите в это"

Перед Истиной, последний раз, когда мы видели Лори Холден - был Реквием в 7 сезоне. В Истине ее показания использовались для связи со старым заговором (Черное масло) нового заговора (Супер Солдаты). Интересный факт: Холден изучала актерское мастерство с Робертом Ридом - известным как Майк Брэди на The Brady Bunch

Я люблю подбородок Малдера, лежащий на скрещенных руках и сладкую улыбку, когда Гибсон называет его "другом". Духовны произвел впечатление на каждого свидетеля, это помогло лучше понять сцены в зале суда

"Мой любимый момент в зале суда - когда никто не говорит", сказал Маннерс. "Мне кажется всегда важнее не сказать, чем сказать (прим.переводчика - видимо фраза - меньше знаешь - крепче спишь ), зал суда был прекрасным этому примером"

"Было здорово, что Дэвид вернулся", говорит Маннерс, "и я думаю все были рады его возвращению. И мне кажется, он был рад вернуться - я видел это в его глазах. На праздновании 200 эпизода, я помню его слова, что пока его не было в шоу он иногда думал о «семье СМ» и удивлялся тому, что мы делаем, и не важно сколько времени, дней или ночей прошло, он знал: мы работаем. Дэвид хорошо провел время, работая над эпизодом, и я хорошо провел время снимая его снова. Перед его уходом, я дал ему часть для режиссирования и он сказал, "Иди сядь сюда". В это время, он был рад оказаться на моем месте. Я думаю, он был очень счастлив вернуться в семью СМ, очень счастлив работать с Джиллиан Андерсон снова, и это был лучший способ закончить сериал - когда он снова дома"

В оригинальном сценарии, в части показаний Гибсона, рассматривалась возможность Малдера читать мысли, но их молчаливый диалог был вырезан из финальной версии

Моника сказала Малдеру, что Гибсон "в хороших руках" со Скалли, но каждый раз, когда Гибсон оставался с ней ранее, Скалли всегда теряла его

Некоторая часть диалога из показаний Моники была вырезана. После того, как прокурор спросил почему ребенок Скалли был важен для пришельцев, Моника ответила, "Он был пророчеством. Видите ли, агент Скалли не могла иметь детей. Она подверглась экспериментам во время ее похищения в 1994 году." Калленбрунер: "Агент Скалли поведала в своем показании информацию, что ребенок Малдера". Моника: "У них были отношения, но беременность была невозможна". Показания вырезали

"Где же точка во всем этом? Уничтожить человека, который ищет правду или уничтожить правду, чтобы человек не смог найти ее? В любом случае вы проиграете" ("Это то, как вы пытаетесь прикрыть свои задницы", Агент Доггет)

Даже самые ярые противники характера Моники Рейес не могли отрицать (по большей части), что ее страстные показания были одними из лучших моментов в зале суда. "Шоу заканчивалось тогда, когда я только начала понимать, кто такая Моника", говорит Анабет Гиш. "Я смотрела на эту сцену как на последний шанс выложиться полностью, что я и попыталась сделать"

Короткая сцена, включенная в сценарий, где Скиннер пытался убедить Малдера остановиться (потому что он верил, что показания Моники произвели впечатление на группу) была вырезана из финальной версии, но ее можно увидеть в допах к 9 сезону на DVD. Сцена была вырезана, из-за силы исполнения Анабет Гиш. "Анабет была сильнее, чем кто-либо ожидал", вспоминает Фрэнк Спотнитц, "сильнее, чем слова в сценарии. Это показалось более сильным завершением сцены, а не короткая сцена между Мадером и Скиннером. Анабет работала жестко в этой сцене и мы показали это"

"Было много чего в зале суда, что мы сократили еще перед началом съемок, потому что мы понимали, что это будет перебор информации, слушком сложно для понимания", сказал Фрэнк Спотнитц после выхода финала в эфир. "Затем мы вырезали много чего после съемок шоу, потому что оно оказалось слишком длинным. Было так много ответов и связей с вещами, которые мы надеялись прояснить в финале, просто не попали в эфир. Вторая сцена между персонажем Уильяма Девейна и Кершом, которая произошла после суда - был отдан приказ убить Малдера. Это было мотивацией на поворот в характере Керша. Я думаю, это осмысление сработало великолепно без сцены, но это была хорошая сцена и было жалко ее удалять"

Другая сцена, которая была вырезана из оригинального сценария, была когда 3 мужчины проникли в квартиру Скалли, чтобы похитить Гибсона (сцена следовала за сценой когда Скалли и Рейес закончили вскрытие предполагаемого тела Ноэла Роура). С помощью передачи мысли о помощи Гибсоном, Доггет был готов встретить их во всеоружии и трое мужчин были задержаны

Когда Скалли начала вскрытие тела Ноэла Роура, автор сценария сказал в сторону Картера со слезами на глазах: "Сколько раз она делала вскрытия за эти 9 лет сериала? Однако много, но этот будет последним"

Когда я смотрю "Истину", мой извращенный маленький ум всегда теряется, когда Скалли входит в зал суда с доказательствами и говорит Малдеру "я нашла, твое спасение"

В режиссерском сценарии, охранников, которые выталкивают Скалли из зала суда и Малдер пытается их остановить "Не смейте прикасаться к ней!" (вмешивается Скиннер). Я помню, что эта сцена была отснята и диалог был включен в сцену, его показывали на официальном сайте некоторое время, но в эфир этот момент не вышел

Ким Маннерс считает, что ознакомление со сценарием и его последующее изложение на камеру были "лучшими моментами Дэвида" на шоу. "Дэвид замечательный актер, он мог выучить диалог, как никто другой кого я когда либо видел", вспоминает Маннерс. "Его монологи на камеру - он выучивал текст за 2 минуты. Он мог прочитать 5 или 6 страниц диалога, выучить дословно за 10 минут, и не пропустить ни слова. Это было невероятно"

Один маленький монолог Малдера в сценарии, который не был включен в эфир эпизода: "Я пожертвовал всем для работы за эти 9 лет. Я много потерял, но мои страдания не дают мне шансов на приговор, который вы тут демонстрируете"

Сцена, которая была вырезана полностью из финальной версии эпизода, произошла после того, как Скалли сообщили о вынесенном приговоре Малдеру. В сценарии прописано, "Скалли лежит в одежде на кровати. В той же одежде, что мы видели на ней в последний раз. Камера показывает ее спящее лицо, в одной руке она держит крестик на шее, камера приближается ко второй руке, в которой она держит пистолет." Стук в дверь будит ее, это Марита пришла сказать ей, что Малдеру подстроят самоубийство, для его спасения. Когда Скалли спрашивает Мариту, почему та пытается помочь Малдеру, она отвечает: «Потому что Малдер сделал бы тоже самое для нее»

На самом деле сцена была отснята, говорит Фрэнк Спотнитц. "Мне казалось, это был замечательный момент для характера Каварубиас, потому что Малдер не раз спасал ее. Он дал ей возможность жить без имени заговорщика. Сказав Скалли, что должно было произойти, это был ее способ быть полезной. Но из-за нехватки времени эпизод был вырезан"

Ссылка на 1121 - Когда Роурер прибыл на базу - было время 11:21 11/21 - день рождения жены Криса Картера

В режиссерском сценарии, когда Доггет и Скиннер пришли вызволить Малдера из тюрьмы, последний сопротивлялся. "Вы не можете сделать это - я не позволю вам рисковать собственными жизнями", на что Доггет ответил: "Да, но мы не единственные"

Режиссерский сценарий включал короткую сцену, где показывают Монику, сидящей за рулем внедорожника, ждущей сбежавших заключенных, и кто-то неведимый с фонариком дергает дверь автомобиля. Сцену вырезали после того, как сняли эпизод, где Керш показывает сбежавшим другой путь

"Я не мог снимать много по периметру Форта МакАртура (часть, где снят побег из тюрьмы), вспоминает Маннерс, "потому что там был небольшой кусок забора, поэтому я вынужден был держать камеру очень крепко. Когда я впервые увидел это место, я думал что это не сработает, но все закончилось хорошо." 9й сезон на DVD включает кадры сцены побега

Керш был последним в длинной цепи злодеев, у кого заговорила совесть, когда конец стал близок. Призрак Крайчека, казалось услышал свою совесть только после смерти

В режиссерском сценарии, когда беглецы встречаются со Скалли и Гибсоном на шоссе, в сценарии есть заметка "Малдер направляется прямо к Скалли и крепко обнимает ее"

Другой монументальный момент - Малдер воссоединился со своей кожаной курткой... вздох... (На самом деле, мои комплименты тому, кто выбрал одежду Малдеру после побега. Уммм.)

После стольких лет вместе, было бы лучше для Малдера и Скалли, чтобы нашелся способ попрощаться со Скиннером. Он только посмотрел на Малдера и сжал его плечо. Прикосновение Малдера к щеке Гибсона в тихой благодарности и прощании (которого не было в сценарии) было очень милым

Сцена идущего Гибсона в здании Гувера до офиса заместителя директора не имеет особого смысла, учитывая, что Доггет и Рейес и так знали, что ФБР хотели смерти Гибсона. Этот эпизод, однако, дает нам возможность увидеть шрам, оставленный на голове Гибсона, после операции на мозге, который еще не полностью покрыт волосами

Кто бы мог подумать, что Доггет будет один в конечном итоге с плакатом "Я хочу верить" Очень жаль, что он не спас баскетбольный мяч Малдера

После того, как Скиннер представлял интересы Малдера в суде, его путешествие от пешки синдиката до чемпиона правды было завершено. Трудно представить, что он пережил бы встречу с Кершем и "Человеком зубачисткой", тем более, что Керш был не жилец на этом свете, если бы его двуличие обнаружили. Но для фанатов Скиннера - "есть надежда", что Пиледжи найдет свой путь в каких-нибудь будущих проектах СМ, если они когда-нибудь произойдут. К сожалению, мы никогда не узнаем судьбу Скиннера и Керша

В режиссерском сценарии, время когда Малдер и Скалли повернули внедорожник в сторону Техаса/Нью Мексико было 10:13 вечера (ссылка на день рождения Криса Картера), но позже время было изменено на 5:07 утра

Я всегда предполагала, что Скалли спала на пассажирском сидении, потому что она была истощена от дикого секса с Малдером, когда они останавливались, чтобы Малдер сменил свою одежду

Оказалось, что Картер был не против еще одной сцены с поцелуем - в лоб, по старой памяти - в режиссерском сценарии, Малдер наклонился и поцеловал спящую Скалли в лоб, но в финальной версии он нежно поцеловал ее в щеку

Сцена во внедорожнике Малдера и Скалли была снята в последний съемочный день в месте Борего Спрингс, на 23й съемочный день - 26 апреля 2002 года. "У Дэвида и Джиллиан - это была финальная сцена вместе", вспоминает Крис Картер, "Было забавно. Это было не священное место для СМ. Это было в сторону от дороги где-то в пустыне"

Последняя сцена снятая "с актерами", которая была в тот же день - сцена между Малдером и Одинокими Стрелками ("Мертвый актер", шутит Том Брэйдвуд). Когда сцена была отснята, "все попрощались", говорит Картер. "Это была последняя часть работы, которую они делали в сериале"

Другая линия, вырезанная из режиссерского сценария: перед словами Фрохики: "Сумасшедший, поворачивай обратно", его первые слова были "Ты был на пути к свободе, с тобой твоя прекрасная леди"

Съемки в Борего Спрингс начались 22 апреля 2002 года, на 19 день съемок. Ким Маннерс вспоминает, что во время поездки на место съемки, он и его жена остановились в одном живописном месте (позже в этом месте он снимет отличную панорамную съемку каньона), где происходило строительство декораций для Индейского форта. «Там была группа туристов», говорит Маннерс, "и они были рады, что индейские руины восстановливаются. Они еще не знали, что это сооружение, наша команда, в скором времени, собиралась взорвать"

На строительство руин потребовалось 18 дней. Хотя казалось, что они были в стене скалы, на самом деле это была отдельная конструкция и не соприкасалась со скалой на обратной стороне

Сцена между Малдером, Скалли и Курильщиком, а также кончина Курильщика были сняты в последний день съемок на студии 20 век Фокс 19 апреля 2002 года, 18-й день съемок

"Для Била Дэвиса было трудно курить сигарету через отверстие в шее», смеется Маннерс, «Он все время не мог найти дыру"

В дополнительных материалах в ДВД к 9му сезону есть очаровательные кадры во время съемки Кимом Маннерсом сцены Скалли/Малдер/Курильщик - собака Дэвида Блю, сидит в кресле рядом с режиссером и пристально наблюдает за происходящим

Утешало то, что в то время как другие злодеи СМ в конечном итоге менялись, Курильщик оставался в своем амплуа до последнего. Таким и должен быть дьявол, как говорил Малдер "человек у которого есть план"

«Находиться там в последний день было хорошо, потому что на площадке собрались все», вспоминает Бил Дэвис. "Крис был там, люди пришли и просто сидели и болтали. Дэвид и Джиллиан были в хорошей форме. Это было очень приятно. Конечно, все они работали еще всю следующую неделю. Джиллиан повсюду ходила со своей видеокамерой, занималась фотоохотой, но никого не убила."

Дэвис рассказывает о своих ощущениях в последний день съемок, которые отличаются от множества других: "Самое сложное для меня было 2 года назад», говорит он, "Когда я не был уверен или я был мертв или жив, но думал, что скорее всего был мертв. Мы на самом деле не знали, что должно случиться с сериалом. Я, как будто, уже попрощался со всеми мысленно 2 года назад. Тогда этот сериал шел без меня, я бы не нашел единомышленников по сценарию, но нет, мой герой пошел дальше! Они не занимали меня в роли пару лет и я немного отвык от съемок и был разочарован. Так что, для меня было просто потрясающим праздником вернуться в шоу в конце. Я получил огромное удовольствие и наслаждение. Это не была грусть. Это было удовлетворительное завершение"

Уничтожение руин - была последняя сцена съемок (26 апреля 2002 года). "Было очень холодно в этот день, был ужасный ветер", вспоминает Маннерс. "Я не думал, что мы сможем запустить вертолеты в воздух. Но у нас были лучшие пилоты, они сделали свою работу и съемка прошла великолепно." Взрыв был создан с помощью взрывных устройств и дымовых шашек, помещенных в структуру постройки. Ракеты на вертолеты были добавлены с помощью компьютерной графики. Ни одна скала в результате взрыва не была повреждена или нарушена»

"После взрыва мы подняли все камеры и посмотрели в отснятом материале, как все вышло, и мы поняли что мы сделали больше, чем ожидали сделать", вспоминает Картер, "Ким крикнул, "Это то, что нужно! и поблагодарил съемочную группу за их работу. Кто-то уже открывал шампанское и все кричали "Woo-Hoo!" и затем мы начали праздновать»

В соответствии с задумкой, финальная сцена в номере должна была вернуть нас обратно к сцене Малдера и Скалли в темной комнате отеля, в дождливую ночь, показанную в Пилоте

"Мне очень нравится этот "полный круг". На мгновение все эти годы растворились и я вернулся в ту роковую ночь в штате Орегон. Я видел мальчишку, чье кредо было "Не доверяй никому", но он хотел и очень сильно нуждался в чьем-то доверии. И хотя, в его судьбу вмешалось божественное провидение, он нашел идеальную противоположность его души в ту ночь. Неужели действительно прошло 9 лет? Казалось, как будто это было вчера

После того, как всем объявили, что Дэвид возвращается в шоу для финальной серии, у него было много интервью. Один интервьюер пытался уговорить его рассказать, как же шоу закончится. "Ну, оно закончится, как все великие вещи в нашем мире», сказал Духовны, "оно закончится в постели. Где начинается жизнь. Но, обычно, она начинается на парковке автомобилей". Когда серия вышла на экраны, шипперы по всему миру были рады узнать, что Духовны сказал правду - это действительно был «окончание в постели»

«Окончательный разговор Малдера и Скалли поведал обо всем, что я представлял в сериале», говорит Маннерс, "Разочарование. Человек, который верил и женщина, которая начала верить. Мне понравился такой конец для характеров, оставить их в пути, не зная, что с ними будет. Я думал, оставить их открытыми друг для друга в конце было лучше, чем знать, где они будут и что с ними случиться. Я думаю, что этот путь был наилучшим»

"Режиссировать финальную сцену было очень трудно", говорит Маннерс. "Дэвид и Джиллиан были вместе в каждой сцене каждого эпизода, и когда вы работаете вместе так много дней в течение 9 лет.., знаете, вы как семья свингеров. Они никогда не станут «prima donnas» (имеется ввиду, что не начнется «звездная болезнь»), они никогда не заставят тебя ждать, они всегда были готовы, всегда в восторге от работы. Это было как брак, брак с работой. Дэвид и Джиллиан работали над их взаимоотношениями, вы могли видеть в их лицах как сильно они любят друг друга - и как персонажи и как обычные люди. За все время, что я в шоу-бизнесе, я не видел ничего подобного - это действительно одни из лучших отношений между мужчиной и женщиной в истории телевидения"

Монолог Малдера о мертвых в оригинальном сценарии: Малдер говорит со стратью, противоположной монологу в Пилоте, когда он разговаривает со Скалли около кровати. И это производит эффект на Скалли снова, но в другом смысле. Она держит крестик на шее. С: "Мы верим в одно и то же." Эта фраза производит эффект на Малдера. В отличие от Пилота, он заползает на кровать рядом со Скалли и обнимает ее. И они держат друг друга крепко, в страхе и в любви. М: "Тогда,возможно, есть надежда". Камера медленно отъезжает от пары.

Когда Скалли говорит: «Это то, почему я последовала за тобой», как бы я хотела услышать от нее: «Это то, за что я полюбила тебя». Я бы отдала все деньги, чтобы услышать эти слова для Малдера. Понравился бы мне другой поцелуй? Конечно. Но потом я вспомнила, когда я была еще молодой фанаткой и мои ожидания не были столь высокими, я говорила, что единственное чтобы я хотела знать в конце каждой серии, это то, что они знали, что принадлежат друг другу. Я, конечно, знала это и больше этого знания, так как я могла спорить? Небольшие прикосновения рук, губы, поцелуи пальцев, и то, как они смотрели друг на друга, все говорило о том, что они чувствуют друг к другу. И когда в итоге Малдер присоединился к ней на кровати, это было не только «объятие», они «переплелись» телами» (Крис даже сказал, что именно так было в сценарии!). Его руки вокруг нее, ее вокруг него, нос к носу, нога запрокинута на бедро, двое стали одним. Это было так мило. Это было так романтично. Это было так интимно. Это была магия. Если я никогда не увижу этих двоих снова (и это наибольшее из того, чего я не хочу), если я никогда не узнаю, что произошло с ними дальше, как закончилась их история, я знаю, что в моем сердце они навсегда останутся вместе. И этого для меня достаточно

С точки зрения характеров, «Истина» предложила окончание развития характера Фокса Малдера. Малдер, которого зрители знали почти десятилетие, вначале он верил только в реальный аспект инопланетного вторжения, но понятие «веры и духовности» он не способен был принять. В «Истине» он прошел полный круг, он стал понимать, что независимо от того, как далеко можно зайти в разоблачении других людей, в конце концов, все это было вопросом веры – веры, что до тех пор, пока есть надежда на жизнь, будет способ выживать

В режиссерском сценарии была еще одна сцена после сцены между МиС в отеле, как сказал Фрэнк Спотнитц: «Ребята, я рад, что мы вырезали эту сцену». («Никакой опасности», добавил Джон Шибан). Но Спотнитц показал, что, хотя нет больше опасности, было много споров, о том следует ли сократить или не вырезать эту сцену. «Но, в конце концов», говорит Спотнитц, «мы признали, что сцена Малдера и Скалли в постеле – была эмоциональным завершением сериала» и финальная сцена была вырезана

Та удаленная сцена, которую можно увидеть на 9м DVD происходит в овальном кабинете Белого дома с Toothpick Man, который доставляет сообщение об «истине» президенту Джорджу Бушу. Изначально планировалось нанять двойника Джорджа Буша, чтобы изобразить президента, а его голосом – должен был быть реальный голос Буша. Но продюсеры приняли другое решение. «Мы надеялись использовать Западное крыло Овального кабинета в фильме последней сценой», вспоминает Спотнитц. «И в какой-то момент мы рассмотрели просьбу Мартина Шина сыграть роль

президента в этом эпизоде»

Вечеринка по случаю окончания сериала состоялась 27 апреля, 2002 года, в Доме Блюза в Западном Голливуде, Калифорния. Большинство рабочей группы и съемочной команды приняли в ней участие, также как и другие члены семьи X-Files, включая Стива Рэйлсбэка (Дуэйн Бэри), Вероники Картрайт (Кассандра Спендер), Джерри Хардина (Глубокая Глотка), а также продюссеры Фрэнк Спотнитц, Винс Джиллиган и Джон Шибан. Крис Картер удивил всех, когда поблагодарил всех за тяжелую работу, и затем представил блупперы к 9му сезону, которые включали ляпы не только к сезону, но и ко всему сериалу. Видео также включало слова прощания и пожелания различных отделов группы и самого Криса Картера. Фильм также включал слова похвалы от астронавтов на борту космической станции «Альфа». Особенно сладкими моментами стали ляп с Арлин Пиледжи (жена Митча Пиледжи), которая играла секретаршу Скиннера и с Джиллиан Андерсон, которая держа свою 4х-летнюю дочь сказала «Крис, без тебя у меня не было бы этого»

Пост-производство эпизода началось 1 мая 2002 года. Каждый час финальной серии был отредактирован, поэтому Ким Маннерс разрывался между комнатами, пока осуществлялась резка эпизода с режиссерской версии. «Мне повезло, что у меня хорошая память на кадры, которые я снял, и я знаю, где момент съемки именно такой, какой я хотел использовать и я говорил это редакторам. Редактирование 2х часов было одновременно и нервным занятием и веселым»

Даже когда начался пост-продакшн, для многих это было еще погружение в шоу, как будто оно не закончилось. «Было так много «растянутого», говорит Крис Картер. «Я бы сказал, «это последняя встреча производства» или «это последняя сессия кастинга». Но было еще так много работы, трудной работы, которую предстояло сделать. Мы много сделали, прежде, чем я смог «действительно» думать о завершении»

«У нас был один день на озвучку финала, когда звукооператоры предоставили свой первый микс для нас», говорит Фрэнк Спотнитц. «И один из наших редакторов разрыдался, когда все было закончено. Этот момент натолкнул меня на мысль, что это действительно был конец»

Небольшая тема музыки финальной сцены служит прекрасным напоминанием о том, какой замечательной и неотъемлемой частью шоу была музыка Марка Сноу. «Сказать, что музыка Марка Сной принесла так много в сериал – это ничего не сказать», говорит Маннерс. «Он гений. Как директор, когда вы получается законченный эпизод, и вы знаете что он хорош, вы знаете, что Марк Сноу может сделать его еще лучше. И ты знаешь, если эпизод великолепен, Марк Сноу сделает его экстраординарным»

«Нас было немного, когда мы собрались в доме Марка Сноу прослушать музыку к финалу», вспоминает Джон Шибан. «У всех были затуманенные глаза. Это не было 9 лет замечательного ТВ шоу, это было 9 лет великих людей. Мы стали семьей. Вы ничего с этим не сможете сделать. Это великие люди, с которыми я работал. Винс был там, Крис и Фрэнк, Дэвид Аман и Пол Робвин и другие. То, что мы делали это в течение долгих лет было то, что мы все собирались в доме Марка для прослушки музыки, и это всегда были самые приятные моменты моей работы, потому что то, что делает Марк Сноу было великолепно. Было здорово, что Марк предложил прослушивать треки всем вместе. У нас была своего рода группа»

Вся работа была завершена и эпизод был готов к эфиру к полудню 17 мая за 2 дня до премьеры

Только Дэвид Духовны, Джиллиан Андерсон и Уильям Б. Дэвис были актерами, которые присутствовали в первом и последнем эпизоде сериала

Многие из тех, кто регулярно или периодически появлялись в сериале на протяжении многих лет вернулись к финалу: Уильям Б. Дэвис (Курильщик), Николас Ли (Алекс Крайчек), Джеймс Пикенс-младший (Элвин Керш), Лори Холден (Марита Коваррубиас), Джефф Гулка (Гибсон Прэйз), Крис Оуэнс (Джеффри Спендер), Стивен Уильямс (Мистер X), Том Брейдвуд (Мелвин Фрохики), Дин Хаглэнд (Ричард "Ринго "Лэнгли), Брюс Харвуд (Джон Байерс), Адам Болдуин (Ноул Рорер) и Алан Дейл (человек зубочистка)

19 мая 2002 была одна из самых конкурентных ночей в программах в новейшей истории телевидения. Двухчасовой финал сезона CBS’s Survivor: Marquesas и часовое соединенное шоу выиграли ночь, оттеснив двухчасовой специальный выпуск The Cosby Show: A Look Back на NBC. Финальная серия X-Files была третьей. И ABC представила анимационный фильм о Динозаврах, а затем финал сезона The Practice была четвертой. Многие телевизионные критики отметили, что это было несправедливо по отношению к зрителям, противопоставить все эти шоу друг против друга

Отзывы о финальном эпизоде были теплые. Но критик TV Guid Мэт Руш, фанат СМ на протяжении многих лет, был разочарован. В сравнении финалов СМ и другого сериала ФОКС Элли МакБил он писал: «Их этих двух шоу, СМ по крайней мере смотрибелен, благодаря возвращению незаменимого Фокса Малдера. Стоило хотя бы увидеть его целующим героиню Джиллиан Андерсон тлеющую Скалли»

Возможно, финал был не идеальным, но он все равно занимает особое место в моем сердце, в первую очередь потому, что я смотрел его с особой группой людей, все из которых я встретил благодаря шоу. Некоторые из группы пересекли не только границу государства, но даже континенты и океаны, чтобы поприсутствовать на праздновании окончания эпохи. И если не сказать больше, об уважении и преданности всех фанатов этого шоу, я не знаю как бы это было. Как вы встретили финальную ночь?

В ту ночь мы смотрели, смеялись и мы плакали. Мы ели торт X-Files, пили мартини Абсолют Истины, и неуважительно отзывались о прическе Скалли (хорошо, не нравилась прическа в основном мне). Мы просмотрели поцелуй в тюремной камере 126 раз и вздыхали каждый раз. Мы провели телефон к телевизору Ikkle (я уверена, что некоторые еще помнят такие телевизоры), чтобы услышать финальную сцену, и мы провозгласили Криса Кратера Богом. (Я думаю, что в основном говорило Мартини). Мы пересмотрели все шоу 3 раза – иногда критиковали, иногда аплодировали, но больше всего благодарны за возвращение Дэвида и то, что он и Джиллиан снова вместе. Когда вечер подошел к концу, мы обнимались, многие плакали и последний тост был за Малдера и Скалли в 10.13 и СМ. И не важно сколько раз я смотрела «Истину» в будущем, это я буду помнить всегда . Мы обменялись подарками с хорошими друзьями – символизирующими что я встретила этих людей на маленьком шоу. И я хочу верить, что когда-нибудь я еще встречусь с этими людьми снова. Может быть есть надежда тоже

Эйфория от волшебного вечера в конечном итоге исчезла, и теперь финал не удовлетворяет как раньше. Но в целом, вещей, которых я люблю в нем намного больше, чем тех, которые не нравятся

9й сезон на ДВД включает много дополнений к шоу и к финалу, в том числе и два документальных фильма, которые показывают интересные пикантные кадры о производстве сериала, закадровые фотографии и рассказы (например, как Духовны играет в гольф на площадке) и воспоминания съемочной группы и актеров. Один из документальных фильмов включает в себя кадры из «Великой водяной битвы», которая произошла в Борего Спрингс во время съемок. «Это было легко для меня», говорит Духовны о своих махинациях. «Я мог обрызгать людей, но когда они оборачивались, я говорил, «Эй я в домике, у вас будут проблемы. Да, это было непросто бороться со мной из водного пистолета. Но взгляните, там было очень жарко. Я просто пытался добавить людям комфорта». Несмотря на свои претензии, Джиллиан Андерсон удалось очень хорошо обрызгать Дэвида, прежде, чем он сбежал на машине. Даже, если вы не любите 9й сезон, все эти дополнения дают хорошее преимущество диску 9 сезона

В то время как СМ закончились, они были самым продолжительным научно-фантастическим сериалом в истории телевидения. С тех пор, его конечно превзошли Звездные врата: SG-1. Во время своего шествия, сериал получил престижную премию Пибоди, и 61 номинацию Эмми, Джиллиан Андерсон получила трофей за лучшую актрису (Но не получил статуэтку за лучший драматический сериал). Сериал стал дойной коровой для студии 20 Век Фокс через ТВ, ДВД и художественные фильмы

«Я думаю, что главной особенностью СМ было то, что идея была управляемой», продолжил он. «Мы старались в каждом эпизоде вкладывать сильную идею – истину – и что-то, что мы хотели сказать. И сюжет служил этой идеей. Если у вас есть хорошая идея или драматическая история, это всегда будет интересным. Это контрастирует с другими типами сериалов, которые, в которых как правило больше придуманного, и сюжет построен на межличностных отношений характеров. Вещи как эти могут быть более устойчивыми, и если вы пропустили какую-то часть сериала, вы не всегда готовы вернуться в поток этих человеческих эмоций, становится много непонятного. Принимая во внимание особенности СМ, вы можете вернуться к сериалу в любое время, вы не должны следить за потоком событий для того, чтобы наслаждаться какой-то конкретной серией

«Мне кажется, что было замечательно, что пилот СМ рассказал о чем шоу», добавил Спотнитц. «Даже после смены съемочной группы в последних двух сезонах, оно было по прежнему наше шоу: о скептике и верующем. И это была их идея, которая двигала их к расследованиям и двигала историю. Я думаю, единственная вещь, которая претерпела очевидные изменения в течение стольких лет – была личная жизнь главных героев. Это были важные, редкие моменты в отдельных эпизодах; вы могли отслеживать ход их жизней в мифологии. И этих эпизодов было меньшинство, из 202 часов шоу, возможно, только 30 были мифологией»

«В последних сезонах мифология начала становиться очень сложной, и некоторые люди начали путаться», вспоминает Спотнитц. «Но шоу продолжалось гораздо дольше, чем кто-либо ожидал. Помню, я подумал в пятом сезоне, что это будет наш последний год. Мифология, никто не мог бы подумать, продолжалась уже 5 лет, заканчивалась и продолжалась уже дважды. Эти всплески роста и изменения направления сюжета никто не ожидал»

Спотнитц признал, что финал сам по себе был для стольких людей – в основном невыполнимой задачей, - но он остался довольным тем, что получилось. «Некоторым он действительно очень нравился, некоторые говорили, «Я уже знал все это», и были люди, занимающие промежуточную позицию. Было невозможно сыграть на всеобщем удовлетворении, так как у каждого разные уровни того, насколько приковано их внимание к шоу, и насколько много они знают о шоу. Но это было, действительно, кульминация сериала, и мы попытались объяснить и соединить все лучшее обо всем, что происходило на протяжении 9 лет шоу»

В ответ на критику аудитории и фанатов о том, что шоу было слишком затянутым, не хватало действий, не обеспечило достаточно окупаемости, Спотнитц ответил: «Если люди почувствовали все это, их ожидания были оправданы. Он не был затянутым для меня. Я считаю, что если вы жаждали ответов, вы получите ответы в финале. Это было очень смешно. Аудитория СМ была так разделена во мнениях. Были люди, которые ничего не знали, кто-то из них немного настроен на мифологию и предпочитали отдельные эпизоды. Были люди, которые изучали только мифологию. Были люди между ними. Как удовлетворить всех этих людей? Мы попытались достучаться до всех этих людей, чтобы они понимали, поэтому было неизбежно, что некоторые будут смотреть финал с большим энтузиазмом, чем другие»

«Это было настоящее совместное творение», сказал Маннерс. «Команда была необычная. Крис собрал эту огромную команду людей – в Ванкувере, а затем в Лос-Анджелесе – и он каждого подбадривал для лучшей работы, потому что с Крисом, это все было работой»

«Каждая неделя не была похожа на предыдущую и я многому научился», вспоминает Маннерс. «Мне нравится думать, что я вступил в СМ как хороший режиссер, а вышел потрясающим режиссером. Не то, чтобы я хвастался – просто, то что создал Крис Картер, замечательную окружающую среду. Он работал со сценарием до тех пор, пока не посчитает, что он готов, и однажды сценарий попадает к тебе в руки и он становится твоим. Крис никогда не вмешивался дальше»

«Мы проделали огромную хорошую работу», говорит Том Брэйдвуд. «Но мы также хорошо провели время, много повесилились».

"Мы сделали так, чтобы наш сюжет пронизывал все мифологические эпизоды и складывал страницы сценария в определенной последовательности, - говорит Спотниц. - Я перечитывал его раз за разом. Потом я организовал пересказ мифологии с помощью героев. Каждый из них мог лучше объяснить нужную часть основного сюжета сериала, который мы выстраивали на протяжение всех девяти лет. Вот таким образом все и получилось. У вас есть свидетели, которые рассказывают вам о разных частях того, что случилось. Это ужасно сокращает сюжет, но в этом случае мы понимали, что нам нужно пройтись поверхностно по сюжету, потому что если мы начнем детально погружаться в сюжет, нам потребуется восемь часов для пересказа. Было действительно сложно, иногда сюжет превращался в замысловатый заговор. Меня всегда поражали люди, имеющие с этим дело на протяжение долгого времени".

"Компания Фокс потратила огромную сумму денег на кастинг актеров в эпизод, чтобы мы могли вернуть в сериал знакомые лица, - рассказывает Спотниц. - Но я думаю, тут все закономерно. Мне кажется, зрители поймут, почему мы выбрали именно этих персонажей, и оставили без внимания других".

Несмотря на то, что у сериала было много эпизодов из двух или даже трех частей на протяжении 9 лет, это был первый двухчасовой эпизод в "Секретных материалах".

Режиссером двухчасового финала стал Ким Мэннерс, который первым услышал о желании Картера "потушить огни" сериала. "Крис принял правильное решение, - говорит он. - Шоу закончилось. Оно продолжалось девять лет. Пришло время идти дальше и заниматься другими вещами. Я думаю, что это неизбежно. Но мне очень жаль, что так много икс-филов перестало смотреть 8 и 9 сезоны после ухода Духовны. Они пропустили такую прекрасную часть нашей одиссеи. Но определенно пришло время, чтобы закрыть сериал".

Но Мэннерс не согласен с теми, кто говорит, что шоу нужно было закрыть в конце седьмого сезона, когда участие Дэвида в сериале стало эпизодическим. "Секретные материалы были Секретными материалами, а не "Материалами Малдера", - строго говорит Мэннерс, вызывая тем самым ярость у некоторых преданных фанатов сериала. - Я думаю, Роберт и Аннабет при участии Джиллиан привнесли в сериал новое направление. Вы ведь не могли себе представить, каким станет сериал, если его сюжет полностью сконцентрируется на Доггетте и Рейс, нашей новой команде. Так сериал мог продержаться еще год или два, а возможно и нет. Мы никогда уже не узнаем об этом. В 9 сезоне факел первенства был передан от Джиллиан Роберту и Аннабет, но у них никогда не было возможности нести шоу на собственных плечах. Аннабет действительно влилась в команду сериала в 9 сезоне, а Роберт был стальным фактором в удержании шоу на протяжение 2 лет".

"Если нас критиковали за потерю Дэвида в сериале, - добавляет Мэннерс, - то, по моему мнению, неправильным поворотом в шоу было также уничтожение наших злодеев. Мы убили Курильщика. Мы уничтожили Крайчека. Мы редко видели Мариту. Я думаю, все это могло серьезно навредить сериалу. Но с другой стороны, мне кажется, "Секретные материалы" прожили столько, сколько должны были прожить. И они умерли естественной смертью в тот момент, когда пришло их время".

Ким Мэннерс был режиссером 53 эпизодов сериала. Он отмечает, что почувствовал некую привилегию, когда его выбрали для съемок "Истины" (эпизоды #52 и #53), и это стало кульминацией всего того, что он сделал для шоу на протяжение последних восьми лет. "Это были тяжелые съемки, - вспоминает он. - Сценарий все еще развивался, потому что изо дня в день мы хотели сделать его лучше. Но шоу всегда было вызовом, потому что его суть была в спонтанности".

"Я знал, что Дэвид хочет вернуться назад, - говорит Мэннерс. - Для него не имело значения, сколько денег он за это получит. Дэвид не мог пропустить конец сериала. Шоу слишком много значило для него. Если бы он не вернулся в финал шоу, будущее сериала или предполагаемого фильма стало бы смутным. Но Дэвид вернулся, поэтому финал смог ответить на много вопросов и подарить нам надежду на будущее".

Команда сериала потратила более 25 дней на съемки обеих частей "Истины". Мэннерс отмечает, что это "большая роскошь для телевидения".

Когда съемки начались, настроение команды было приподнятым и далеким от меланхолии. "У меня определенно случился прилив энергии, когда я прибыл сюда, - говорит Дэвид Духовны. - Здорово болтать с друзьями и играть героя, который тебе так симпатичен. Этот эпизод настоящий монстр. Из-за 25 дней съемок все чувствуют себя, как на производстве полнометражного фильма. Думаю, когда останется три или четыре дня до конца съемок, все начнет выглядеть достаточно странным".

"Работа была очень тяжелой, и было так много всего, что нужно было сделать, - говорит Крис Картер. - У нас был целый список требований. Вдобавок ко всему, я сломал руку во время съемок. Было очень много вещей, которые отвлекали нас от того, что нужно было сделать. Это могло разрушить нашу задумку".

"Mount Weather", показанный в тизере эпизода, реальное место. "The Mount Weather Emergency Operations Center" собственность американского правительства в Блюмонте, Вирджиния. Правительство не слишком распространяется относительно "Mount Weather", однако подтверждает его существование и основную цель. Там размещаются обучающие средства для обслуживания территорий, находящихся под контролем Федерального агентства по управлению в чрезвычайных ситуациях, и подземный бункер, созданный на случай ядерной войны или другой катастрофы. "Мы были второй съемочной командой, которая прибыла туда для создания эпизодов сериала, - говорит менеджер Илт Джонс. - Это одна из главных станций, обсуживающих энергией и водой Калифорнию. И после событий 11 сентября они были очень осторожны, когда давали нам разрешение для съемок. У нас должны были быть специальные документы для всей команды, а это около 200 человек на площадке".

Туннель, в котором снимались некоторые сцены, спускался на несколько тысяч фунтов вниз и вел к главной комнате, где также было отснято несколько эпизодов для "Истины". "Мы назвали это Военной комнатой, - говорит Ким Мэннерс. - В действительности там ничего не было, кроме генератора. Все остальное оборудовали как декорации. Команда потратила около 4-5 дней только чтобы подготовить освещение для этих сцен".

Комната, где Малдер получает доступ к компьютеру, была построена в студии.