Поиск по сайту

Карта сайта

The X Files The X Files: Return


5x05 The Post-Modern Prometheus Прометей пост-модернизма 30 ноября 1997
Сценаристы: Крис Картер
Режиссер: Крис Картер
Оператор-постановщик: Джоэл Рэнсом
Период съемок:
Источник: X-Files Fiction by Christine Leigh
Перевод: s-irena

Прометей Пост-Модернизма отдает дань классической книге Мэри Шелли и фильму студии Юниверсал (1931 года, версии Джеймса Уэйла, в главной роли Борис Карлоф). Обе отсылки есть в эпизоде.

Название знаменитой книги Мэри Шелли «Франкенштейн» – которая на самом деле называется «Франкенштейн: или Современный Прометей». Прометей был полубогом, который сделал человека из глины и был фигурой греческой мифологии, который ответственен за конфликт между человечеством и Богами. Для того, чтобы помочь людям Прометей украл у Зевса огонь и подарил его человеку. Это дало преимущество людям перед животным миром, т.к. огонь дал возможность человечеству делать оружие и инструменты. Прометей был жестоко наказан Зевсом. Его приковали к скале на Кавказе. Каждую ночь к нему подлетал орел, который выклевывал его печень. В течение дня печень нарастала снова в исходное состояние.

Эпизод назвали «видением в видении». Это был самый сложный Х-файл пятого или вообще любого другого сезона. «Потрясающие амбициозные упражнения в нарушении правил». «Работа в совместимой и усредненной среде, представлена в виде творчества одного человека».

«Я всегда хотел сделать историю Франкенштейна», говорит Картер, у которого остались теплые воспоминания от просмотра классических голливудских черно-белых фильмов ужасов, когда он был мальчиком. «Я хотел рассказать историю - как историю Франкенштейна».

Задача состояла в следующем: «Долгое время я не мог сообразить как это сделать. То, что я хотел, не укладывалось в структуру повествования секретных материалов, т.к. сама история была настолько невероятной. Даже Мэри Шелли знала, что это невероятно, когда она написала оригинальный роман».

Решение задачи: Сознательно размыть связь между секретным материалом и реальной историей, поэтому присутствует фантазийный элемент, который подчеркивает в эпизоде романтическую и апокалиптическую тему.

Говорит Картер: «С пятого сезона мы начали делать уклон на драматические знаки в мифологии сериала, мы хотели облегчить повороты эпизодов причудливыми эпизодами, легким юмором. Прометей Пост-Модернизма был своего рода комбинацией сказки и фольклора, история вращается вокруг истории о Франкенштейне с использованием современной науки. Я взял старый стиль кино, черно-белого кино, и старый подход, который был, своего рода, подходом Джеймса Уэйла к научной фантастике и придумал историю о влюбленном чудовище, который был фанатом Шер».

Одним из краеугольных камней подхода Картера - атипичный съемочный процесс. Т.к. «Прометей» в то время широко обсуждался в эфире, для этого эпизода создатель наложил запрет на найм узнаваемых лиц и имен. Роль Шэйны Беркович изначально написан для комедийной актрисы и звезды ситкомов Розанны Бар. Она отвергла предложение.

Роль Шер была написана для самой Шер, которую Картер знал через ее сестру, фаната СМ. Изначально, Шер согласилась появиться в эпизоде, но потом отказалась из-за несовместимости в графике работы (она также передала поклон, т.к. ожидала, что ее вид будет «немного липким»), однако она обещала поучаствовать в гостевых ролях в других эпизодах СМ в будущем (к сожалению этого так и не случилось). Она с радостью согласилась, чтобы ее собственные записи были использованы в серии, а также предоставила дублера, изображать ее. После выхода эпизода в эфир, Шер сказала, что сожалеет, что не взяла эту роль на себя, когда ей предложили.

На роль доктора Полидори продюсеры выбрали Джона О’Херли, исполнителя роли магната Дж.Питермана в ситкоме Seinfeld.

Под гримом Великого Мутанта скрывался актер Крис Оуэнс, который уже дважды появлялся в шоу в качестве молодого Курильщика, и кто в ближайшем будущем займет одно из ведущих мест, как еще один циклический характер – Джефри Спендера.

Актера, который играл Иззи Берковитца, зовут Стюарт Гейл, молодой парень, которого Крис Картер встретил на улице по дороге в спортзал предыдущим летом. Два приятеля Иззи, мальчики Коза и Бургер, играл Жан-Ив Хаммел, помощник официанта, которой каждое утро подавал кофе Крису, и Крис Джиколетти, укратитель змей в фильме СМ, снятого прошлым летом.

“Крис поставил нам задачу, сделать определенных людей похожими на разных животных», сказал парикмахер Анжи Бембен. «Мы должны сделать женщину похожей на курицу, один парень похож на козла, другой похож на свинью. Я сказала: «Отлично! Вот где я могу развернуть свое творчество».

Бембен и ее ассистент, Форест Сала, принесли в свой трейлер настоящую курицу. «Курица была почти вся черная, с белыми перьями, вкраплениями – как шахматная доска», вспоминает Бембен с улыбкой. «Т.к. у актрисы, которая играет репортера были короткие черные волосы, мы добавили пучок искусственных белых волос. Это выглядело как веселая альтернативная прическа – она оказалась очень похожа на курицу».

Грим Великого Мутанта, спроектированный специалистом по спецэффектам Тоби Линдала, состоял из 5 частей; был оснащен девятью сервоприводами, стоимостью 40 000 $, и занимал примерно 5-7 часов, для нанесения на лицо Криса Оуэнса каждое утро. Полностью костюмированный Оуэнс также носил специальные перчатки, контактные линзы и зубные протезы, чем заслужил искреннее восхищение Линдала, сумев под такими слоями латекса так ярко показать характер.

Линдала также наносил грим двум близнецам, которые сыграли малышей – мутантов на шоу Джерри Спрингера. «Маленькие дети все время срывали с себя волосы, мы приклеивали их обратно. Мне кажется, мы, наконец, утомили их и они заснули. Мы тщательно смонтировали грим, ходили вокруг на цыпочках, пока Ким Маннерс не прошептал: «Камеры мотор!».

Руководитель по строительству декораций Роб Майер гордится своим творением в 5м сезоне. Он полностью реконструировал местный сарай, построил к нему новый фасад, хорошо изолировал его от первоначальной структуры для спец.эффектов. Декорацию смогли эффектно поджечь без ущерба для всего остального.

С помощью декоратора Ширли Ингет и примерно 1000 настенных постеров и открыток превратили обычное кафе в рыбацкой деревне Стивстон в эклетичную забегаловку JJ’s. «Декорация особняка Полидорис была «страшно веселой»», добавила Ширли.

Композитор Марк Сноу считает треки к «Прометею Постмодернизма» - своей лучшей работой в течение сезона. Главная тема – «очень мрачный, коварный вальс, вроде звука каллиопы (Каллиопа (клавишный музыкальный инструмент, похожий на орган, названный в честь музы эпической поэзии из древнегреческой мифологии)) – наиболее запоминающийся бит в музыке.

Песни Шер, используемые в эпизоде: "The Sun Ain't Gonna Shine Anymore," "Half-Breed," "Gypsies, Tramps and Thieves," и "Walking in Memphis."

Артист, который сделал обложку к книге комиксов Мутанта, а также нарисовал портрет Малдера и Скалли был Клод Санкт-Обен, он же адаптировал комикс «Глубокая глотка».

Когда Скалли берет газету с заголовком «ФБР охотятся за городским Монстром» перед входом в кафе JJ’s, если вы нажмете паузу и посмотрите ближе на мелкий шрифт в статье, то увидите, что текст повторяется 3 раза, по одному в каждом столбце, всего в статье 3 столбца.

Доктор Полидори был назван в честь врача д-ра Джона Полидори, который был личным врачом Лорда Байрона. Лорд Байрон был человеком, который придумал рассказы о приведениях, которые в свою очередь вдохновили Мэри Ширли написать Франкенштейна.

Жену д-ра Полидори назвали в честь жены печально известного доктора Франкенштейна – Элизабет.

Мутант смотрел фильм Маска 1985 года в главной роли с Шер. Это также является отсылкой на Франкенштейна.

ДВД к пятому сезону содержит 2 вырезанные сцены из финальной версии эпизода.

Прометей Пост-модернизма планировался к выходу пятым эпизодом пятого сезона. Однако, в течение второй недели октября, когда эпизод должен был быть уже отснят, Дэвид должен был покинуть Ванкувер на премьеру его фильма «Играя Бога». Соответственно, было принято решение отложить съемки эпизода,т.к. это было трудным для Духовны. В период отсутствия Дэвида упор был сделан на съемки эпизодов, где центровым героем была Скалли («Рождественская песнь/Эмили»), которые впоследствие стали эпизодами отснятыми не в своем порядке. А Прометей Пост-Модернизма стал 6м эпизодом 5 сезона.

«Прометей Пост-Модернизма стал очень популярным эпизодом шоу для всех, кто над ним работал и для всех, кто его видел», вспоминает Пол Робвин.

Джилллиан Андерсон сказала, что «Прометей» стал одним из ее основных моментов. «О Боже! Это было так весело», говорит она. «Было прекрасно работать с Крисом, когда он пытался сделать нечто оригинальное, шел на риск. Я должна сказать, я не понимала, что он задумывал, снимая тот или иной момент, но когда все собралось вместе – это было замечательно».

Другие согласились с ней. Когда были объявлены номинации на Эмми, «Прометей Пост-Модернизма» заработал 6 из них: 1. "Лучшее художественная постановка драматического сериала", 2. "Лучшая работа сценариста драматического сериала", 3. "Лучшая работа режиссера драматического сериала", 4. "Лучшая работа оператора драматического сериала", 5. "Лучший грим драматического сериала", 6. "Лучшая музыка драматического сериала". Но выиграла только "Лучшее художественная постановка драматического сериала".

Крис Картер также номинировался на «Лучшую работу режиссера драматического сериала" ПРЕМИИ ГИЛЬДИИ РЕЖИССЕРОВ АМЕРИКИ, но, к сожалению, не выиграл ее.

В gag reel к пятому сезону есть момент, где Дэвид Духовны пожаловался, после того, как официантка пролила кофе ему на колени: «Теперь моя промежность будет спать спокойно всю ночь».

К дополнению к Крису Оуэнсу в эпизоде снялся Виталий Кравченко (владелец JJ’s), который был русским водителем грузовика в «Тунгуска/Терма».

Возвращаясь в март 2000 года, Джиллиан Андерсон брала интервью у Дэвида Духовны для еженедельника USA Weekend, отчасти с целью промоушена шоу и отчасти с целью промоушена его фильма «Вернись ко Мне». Один из вопросов Андерсон был: «Есть какие – нибудь мысли о финале шоу?»

Ответ Духовны был такой: «Мы сделали еще один фильм, по крайней мере, я не думаю, что это фактический конец. Там была картина окончания, но сам факт, самоосознание окончания, я думаю не наступил. Мой любимый образ шоу за семь лет – это конец черно-белого эпизода, где мы танцевали медленный танец. Однако он закончен для меня, он мой любимый».